Головна » 2012 » Березень » 6 » 4 ПРОВЕРКИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ (милицией)
17:21
4 ПРОВЕРКИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ (милицией)
ПРОВЕРКИ ОРГАНАМИ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ
(милицией)

ОБ ОРГАНЕ. КТО ПРОВЕРЯЕТ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН:

Министерство внутренних дел Украины*

___________
* Основными контролирующими органами субъектов предпринимательской деятельности, как правило, являются Государственная служба борьбы с экономической преступностью (ГСБЭП) и управления, отделы и отделения по борьбе с организованной преступностью (УБОП), а также отделы и отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН). Субъектов предпринимательской деятельности также могут проверять отдельные подразделения МВД, ответственные за лицензирование (Государственная служба охраны, отделения разрешительной системы и др.).



ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

- Закон Украины "О милиции" от 20.12.90 г. N 565-XII;

- Закон Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.92 г. N 2135-XII;

- Закон Украины "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью" от 30.06.93 г. N 3341-XII;

- Закон Украины "О мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими" (ст. ст. 7, 9) от 15.02.95 г. N 62/95-ВР;

- Уголовно-процессуальный кодекс Украины (УПК);

- Кодекс Украины об административных правонарушениях (КоАП);

- Указ Президента Украины "О неотложных дополнительных мерах по усилению борьбы с организованной преступностью и коррупцией" от 06.02.2003 г. N 84;

- Положение о Государственной службе борьбы с экономической преступностью (постановление КМУ от 05.07.93 г. N 510);

- приказ МВД Украины "О порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах и подразделениях органов внутренних дел Украины заявлений и сообщений о преступления, которые совершены либо готовятся" от 14.04.2004 г. N 400;

- приказ Минэкономики, МВД, ГНАУ, Госстандарта от 26.06.2000 г. N 134/426/375/434 "Об организации контроля за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности требований нормативно-правовых документов, регламентирующих оптовую и розничную торговлю аудиовизуальными произведениями и экземплярами фонограмм".



СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВЕРЯЕМЫХ:

Любая

ЧТО ПРОВЕРЯЕТ:

Соблюдение действующего законодательства

Сфера проверок для органов милиции прописана достаточно широко, что позволяет им проверять практически неограниченный круг предпринимателей по различным вопросам их деятельности.

Компетенция милиции определяется ее предназначением, каковым является защита жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, защита собственности, природной среды, интересов общества и государства от противоправных посягательств, охрана и обеспечение общественного порядка. Очевидно, что столь емкие по своему содержанию положения закона устанавливают довольно "растяжимые" правовые рамки для деятельности органов МВД.

Тем не менее, милиция в качестве проверяющих чаще всего может "потревожить" предпринимателей по таким вопросам, как преступные деяния в сфере экономики, финансов, предпринимательства (хозяйственные и должностные преступления, в том числе взяточничество, коррупция и другие злоупотребления, подделка денег и ценных бумаг). Особенно актуальными в последнее время стали проверки соблюдения законодательства в сфере интеллектуальной собственности (например, легальности программного обеспечения), которые, наряду с вышеперечисленными направлениями контрольной деятельности, отнесены к компетенции ГСБЭП.

Кроме того, нередко субъекты предпринимательской деятельности, занимающиеся торговлей медпрепаратами, подвергаются проверкам со стороны ОБНОН по вопросам причастности к легализации денежных средств, вырученных от незаконной продажи наркотических веществ.

ОБНОН также уделяет внимание местам массового пребывания граждан (кафе, рестораны, дискотеки и т. п.), контролю за мерами, принимаемыми руководителями этих учреждений по противодействию употреблению или сбыту наркотиков в указанных местах.

Формальным поводом для визита милиционеров зачастую служит необходимость проверки так называемого "поступившего сигнала" или "оперативной информации". С юридической точки зрения, за подобными формулировками проглядывается либо информация, являющаяся поводом для возбуждения уголовного дела (ст. ст. 94, 97 УПК), либо любая другая информация об имевших место происшествиях (преступлениях). Однако следует учесть, что данная информация должна быть зарегистрирована в специальном журнале учета заявлений и сообщений о преступлениях (укр. «ЖРЗПЗ») согласно приказу МВД Украины от 14.04.2004 г. N 400. Нередко в качестве основания для проверки называются обстоятельства, связанные с административным производством или просто необходимостью обеспечить безопасность граждан и общественный порядок.

Целым рядом характерных признаков отличается деятельность органов МВД в рамках уголовного процесса по возбужденному уголовному делу. В общении со следователями органов внутренних дел и милицией в роли органа дознания Ваша оборонительная позиция во многом будет не схожа с наработанными подходами к традиционным проверкам.

Важно помнить, что работники милиции могут прийти к Вам как своего рода "подкрепление", "силовая поддержка", "силовое сопровождение" для других контролирующих и надзорных органов. Однако следует знать, что согласно ст. 13 Закона Украины "О милиции" милиция может направлять спецподразделения для обеспечения контролирующими органами проверок субъектов предпринимательской деятельности только по решению судьи или суда. При этом разрешение на такое направление дается только в случаях, когда проверка проводится в рамках расследования уголовного дела. Но в ходе такого сопровождения работникам милиции запрещено применять меры физического или психологического воздействия, в том числе демонстрацией оружия или спецсредств и угроз их применения, для обеспечения процесса проверки. Подобный вариант развития событий имеет в своей основе возложенную на органы милиции обязанность содействовать представителям государственных органов в осуществлении их законной деятельности, когда им оказывается противодействие или угрожает опасность.





Алгоритм действий







ПРОВЕРКИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
(ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ПО БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ (ГСБЭП),
УПРАВЛЕНИЕ ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ (УБОП)).
ОТДЕЛЫ И ОТДЕЛЕНИЯ ПО БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ (ОБНОН)

Общий алгоритм действий сотрудников предприятия
при "встрече" работников органов внутренних дел (ГСБЭП, УБОП, ОБНОН)
до возбуждения уголовного дела

Общий принцип - брать инициативу в свои руки и быть "ведущим" в ситуации, а не "ведомым".


Потребовать предъявить служебные удостоверения и сверить лица пришедших с фотографиями в удостоверениях. При отказе предъявить служебные удостоверения - вызвать милицию по телефону 02. Вы не можете быть уверены в том, что пришедшие являются теми, за кого себя выдают.


(основание - ч. 2 ст. 5 Закона "О милиции"winking smiley



Переписать все, что указано в служебных удостоверениях (серию, номер удостоверения, ФИО, звание, должность, представляемый орган, дата выдачи, срок действия), на отдельный лист бумаги. При отказе проверяющих предоставить возможность переписать данные удостоверений - вызвать милицию на тех же основаниях (отсутствие уверенности в том, что пришедшие являются теми, за кого себя выдают).


Стандартной является ситуация, в которой милиционеры, предъявив служебное удостоверение, сразу прячут его в карман, не давая переписать реквизиты. Удостоверение же может быть поддельным, просроченным либо выписанным на иное лицо. В данном случае необходимо настаивать на предъявлении удостоверения в развернутом виде с предоставлением возможности переписать его данные. На вопрос: "Зачем переписываете?" возможен вариант ответа: "Директор приказал переписывать реквизиты в связи с участившимися случаями использования поддельных удостоверений". В случае изначального некорректного поведения визитеров, ответ может звучать: "Для возможного составления жалоб в управление внутренней безопасности и органы прокуратуры".



Потребовать предъявить направление на проверку


(основание - абз. 2 п. 24 ч.1 ст. 11 Закона "О милиции"winking smiley


Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя подразделения милиции, скрепленной печатью органа милиции.



Взять тайм-аут для пристального изучения всего предъявленного


1) служебных удостоверений - срок действия, принадлежность к органам МВД, наличие подписи начальника (зам. начальника) подразделения МВД, печатей и т. д.;

2) направления на проверку, в котором должны быть указаны:

а) дата его выдачи;

б) название подразделения милиции;

в) цель проверки;

г) вид проверки;

д) основания для проведения проверки;

е) дата начала и дата окончания проверки;

ж) должности, звания и фамилии должностных лиц подразделения милиции, которые будут проводить проверку.



Принять решение о допуске либо недопуске работников органов внутренних дел к проведению проверки.


Информация к размышлению для самых смелых.

Согласно абз. 1 п. 24 ст. 11 Закона Украины "О милиции" милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей дается право:

а) проводить проверки по фактам нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к компетенции милиции;

б) требовать проведения инвентаризаций и ревизий соответствующих сфер финансово-хозяйственной деятельности.

Однако данное право органы милиции могут реализовать только в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины (о чем гласит абз. 1 п. 24 ст. 11 Закона "О милиции"winking smiley.

Указанный порядок проведения проверок органами милиции Кабинетом Министров Украины до сих пор не установлен.

Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать только на основаниях, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. Закон Украины "О милиции" в части установления способа (порядка) отсылает к нормативному акту КМУ. И поскольку способ (порядок) проведения проверок Кабинетом Министров Украины не установлен, до издания соответствующего постановления КМУ органы милиции не могут реализовать свое право на проведение проверок субъектов хозяйствования.

Пришедшим (даже с направлением на проверку) работникам милиции можно пробовать вежливо отказать в проведении проверок на основании приведенных выше аргументов (отказ оформляется в письменной форме с вышеприведенной аргументацией).

Если проверяющих допустили к проведению проверки:

1. Проверяющие работают в отведенной им комнате. Изучение документов проводится в присутствии понятых и руководителя юридического лица (проверяемого физического лица) (абз. 3 п. 24 ч.1 ст. 11 Закона Украины "О милиции"winking smiley.

2. Истребуемые документы для проверки доставляет определенный директором сотрудник.

3. Если проверяющие выразили желание изготовить копии документов, необходимо напомнить им, что изготовление копий должно производиться за счет соответствующего органа милиции. Поскольку оригиналы документов "на вынос" до возбуждения уголовного дела не выдаются (они могут быть изъяты только по решению суда), единственным возможным вариантом изготовления копий с интересующих работников милиции документов является доставка ими в офис своего ксерокса.

Правовая позиция руководителя предприятия в данном случае должна основываться на нормах абз. 3 п. 24 ч.1 ст. 11 Закона Украины "О милиции":

"по решению суда в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, в отношении которых проводится проверка, истребовать и изымать оригиналы документов, которые свидетельствуют о правонарушении, образцы сырья и продукции, а до принятия такого решения суда - в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, в отношении которых проводится проверка, изучать документы, которые свидетельствуют о правонарушении, за счет соответствующего органа милиции делать с них копии с оставлением лицам, относительно которых проводится проверка, описания документов, из которых изготовлены копии, опечатывать кассы, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, отмеченного в протоколе;"

Если проверяющих не допустили к проведению проверки:

В отказе проверяющим лучше избегать слова "нет". Лучше употреблять конструкцию - "...да, с условием...". К примеру, в письменно оформляемом Акте отказа от предоставления документов следует указать: "Работникам управления (отдела, отделения) по борьбе с организованной преступностью... будут предоставлены для изучения по местонахождению предприятия необходимые документы при условии наличия надлежащим образом оформленного направления на проверку, предусмотренного абз. 2 п. 24 ст. 11 Закона Украины "О милиции", после установления Кабинетом Министров Украины порядка проведения проверок, что предусмотрено абз. 1 п. 24 ч.1 ст. 11 Закона Украины "О милиции". До установления соответствующего порядка проведения проверок должностные лица органов внутренних дел вправе требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций пояснения по фактам нарушения законодательства, проверка которых отнесена к компетенции милиции".

Если происходящее характеризуется как "беспредел" (ограничение перемещений сотрудников предприятия по офису, самостоятельное извлечение документов и их просмотр без ведома и согласия директора и т. д.), тогда сыграют свою роль превентивные меры: хранение документов в недоступных местах, отсутствие в офисе компрометирующих материалов, молчание сотрудников, неподписание ими никаких документов (уход в "глухую защиту"winking smiley.

Директору следует звонить по телефону доверия МВД с описанием происходящих событий и в присутствии проверяющих начать составлять заявление о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, проводящих проверку с грубыми нарушениями законодательства Украины.

В отличие от рядовых сотрудников, директору рекомендуется подписывать любые предлагаемые к подписи документы (если таковые будут составлены) с обязательной сделанной от руки пометкой "ВОЗРАЖАЮ". Необходимо настаивать на предоставлении вторых экземпляров таких документов (за исключением процессуальных документов, которые в соответствии с законодательством Украины оформляются в одном экземпляре).

Пользование средствами видео-, аудиозаписи при проведении проверок законодательством Украины не запрещено.

Запрет (ограничение) перемещений по территории предприятия при проведении проверок является неправомерным. Подобные ограничения при проведении проверок законодательством Украины не предусмотрены (ограничения предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом Украины только в рамках следственных действий по возбужденному уголовному делу).

Запрет телефонных звонков при проведении проверок является неправомерным.

Заявление о совершаемом преступлении можно подать любому работнику милиции, включая и того, в отношении которого подается такое заявление. Согласно ст. 97 УПК он обязан передать его по принадлежности.

Прежде чем приступить к общению с руководителем предприятия, представители контролирующих (правоохранительных) органов, как правило, вступают в контакт с рядом сотрудников предприятия. Поэтому руководству предприятия лучше отдельно предусмотреть для каждого сотрудника, занимающего определенную должность, индивидуальную инструкцию. Инструкции формируются по принципу взаимодействия конкретного должностного лица предприятия с представителями органов ГНС (налоговой инспекции или налоговой милиции) и органов МВД (ГСБЭП, УБОП и ОБНОН).
Переглядів: 10663 | Додав: ondifua | Рейтинг: 5.0/1