Головна » 2012 » Січень » 31 » ПИСЬМЕННЫЕ ЗАПРОСЫ СОТРУДНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ И ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ ОТВЕТОВ НА НИХ
09:47
ПИСЬМЕННЫЕ ЗАПРОСЫ СОТРУДНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ И ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ ОТВЕТОВ НА НИХ

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА

1. Конституция [1] 2. УПК [12] 3. КоАП [2] 4. Закон о прокуратуре [77] 5. Закон № 2657 [43] 6. Закон № 393 [78] 7. Закон № 877 [14] 8. Указ № 817 [20] 9- Инструкция № 9 [85] 10. Приказ № 3 [173] 11. Приказ № 9 [174] Полномочия прокуроров, организация, основы и порядок деятельности прокуратуры опреде¬ляются Конституцией [1], Законом о прокуратуре [77], УПК [12], другими законодательными актами. Также органы прокуратуры в установленном порядке и в пределах своей компетенции реализуют задачи, которые следуют из общепризнанных норм международного права, а также заключенных Украиной межгосударственных договоров (.статья 3 Закона о прокуратуре [77]).

  1. Конституция [1]
  2. УПК [12]
  3. КоАП [2]
  4. Закон о прокуратуре [77]
  5. Закон № 2657 [43]
  6. Закон № 393 [78]
  7. Закон № 877 [14]
  8. Указ № 817 [20]
  9. Инструкция № 9 [85]
  10. Приказ № 3 [173]
  11. Приказ № 9 [174]

Полномочия прокуроров, организация, основы и порядок деятельности прокуратуры опреде­ляются Конституцией [1], Законом о прокуратуре [77], УПК [12], другими законодательными актами.
Также органы прокуратуры в установленном порядке и в пределах своей компетенции реализуют задачи, которые следуют из общепризнанных норм международного права, а также заключенных Украиной межгосударственных договоров (статья 3 Закона о прокуратуре [77]).

ЗАДАЧИ ПРОКУРАТУРЫ

Обращаем ваше внимание, что Законом о прокуратуре [77] и Конституцией [1] определен исчерпывающий перечень функций прокуратуры. В соответствии со статьей 5 Закона о про­куратуре [77] на прокуратуру возлагается 4 функции:

  1. поддержание государственного обвинения в суде;
  2. представление интересов гражданина или государства в суде в случаях, предусмотренных законом;
  3. надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
  4. надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений в уголовных делах, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Конституция Украины дополняет указанный перечень еще одной функцией (статья 121 Конституции [1]): надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами.

Конституция [1] Раздел VII. ПРОКУРАТУРА

Статья 121. Прокуратура Украины представляет единую систему, на которую возлагаются:

  1. поддержание государственного обвинения в суде;
  2. представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, опреде­ленных законом;
  3. надзор за соблюдением законов органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
  4. надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений в уголовных делах, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан;
  5. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами.

На прокуратуру не может возлагаться выполнение функций, не предусмотренных Конституцией [1] и Законом о прокуратуре [77].
Таким образом, в самом общем виде целью деятельности органов прокуратуры, в первую очередь, является обеспечение соблюдения законности и правопорядка. Так, в соответствии со статьей 4 Закона о прокуратуре [77] деятельность органов прокуратуры направлена на утверждение верховенства закона, укрепление правопорядка. Основной задачей их деятельности является защита от неправомерных посягательств:

  1. закрепленных Конституцией [1 ] независимости республики, общественного и государственного строя, политической и экономической систем, прав национальных групп и территориальных
    образований;
  2. гарантированных Конституцией [1], другими законами Украины и международными правовыми актами социально-экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина;
  3. основ демократического устройства государственной власти, правового статуса местных советов, органов самоорганизации населения.

ПРАВА СОТРУДНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ

Полномочия работников прокуратуры достаточно обширны. А возможность им противостоять усложняется тем, что они сформулированы достаточно абстрактно. В связи с этим возникает масса вопросов относительно правомерности тех или иных действий сотрудников прокуратуры. Мы попробуем облегчить задачу субъектов хозяйствования и конкретизировать закрепленные в нормативно-правовых актах права органов прокуратуры.

Основную сложность для субъектов хозяйствования в отношениях с прокуратурой представляет абстрактность формулировки полномочий ее сотрудников

Прежде чем перейти к рассмотрению полномочий сотрудников прокуратуры, необходимо ука­зать, кто входит в их число.
Прежде всего, обратимся к статье 56 Закона о прокуратуре [77], которая к прокурорам относит: Генерального прокурора Украины и его заместителей, подчиненных прокуроров и их за­местителей, старших помощников и помощников прокурора, начальников управлений и отделов, их заместителей, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, которые действуют в пределах своей компетенции.
При осуществлении прокурорского надзора за сдерживанием и применением законов прокурор имеет право:
1)  беспрепятственно по удостоверению*, которое подтверждает занимаемую должность, входить в помещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, подчиненности или принадлежности, в воинские части, учреждения без специальных пропусков,
если они применяются;
иметь доступ к документам и материалам, которые необходимы для проведения проверки. Здесь следует обратить внимание, что ключевой для субъекта хозяйствования, является фраза «которые необходимы для проведения проверки». На ее основании должностные лица субъекта хозяйствования могут потребовать от представителей органа прокуратуры обосновать предмет проверки, ее цель, перечень вопросов, которые подлежат выяснению в ходе проверки, и кон­кретный перечень документов, которые понадобятся для этого. Отметим также, что потребовать органы прокуратуры могут также и документы, которые содержат коммерческую тайну или конфиденциальную информацию;
в письменном виде требовать предоставления в прокуратуру для проверки указанных доку­ментов и материалов, выдачи необходимых справок, в том числе относительно операций и счетов юридических лиц и других организаций, для решения вопросов, связанных с проверкой. Получения информации от банков, которая содержит банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины «О банках и банковской деятельности» [81];

2) требовать для проверки решения, распоряжения, инструкции, приказы и другие акты и до­кументы, получать информацию о состоянии законности и мероприятиях по ее обеспечению;

3) требовать от руководителей и коллегиальных органов проведения проверок, ревизий дея­тельности подчиненных и подконтрольных предприятий, учреждений, организаций и других структур независимо от форм собственности, а также выделения специалистов для проведения проверок, ведомственных и вневедомственных экспертиз;

4) вызывать должностных лиц и граждан, требовать от них устных или письменных объясне­ний относительно нарушений закона.

При выявлении нарушений закона прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции имеет право:

  1. опротестовать акты премьер-министра Украины, Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, министерств и других центральных органов исполни­тельной власти, исполнительных органов местных советов, предприятий, учреждений, организа­ций, общественных объединений, а также решения и действия должностных лиц;
  2. вносить представление или протест на решение местных советов в зависимости от характера нарушений;
  3. возбуждать в установленном законом порядке уголовное дело, дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении, передавать материалы на рассмотрение общественных организаций;
  4. давать предписания об устранении очевидных нарушений закона;
  5. вносить представление в государственные органы, общественные организации и должност­ным лицам об устранении нарушений закона и условий, которые этому способствовали;
  6. обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов граждан, государства, а также предприятий и других юридических лиц.

Как видим, права прокуратуры достаточно широки. В тоже время известно, что права одних лиц должны соответствовать обязанностям других. Реализуя свои права, непосредственно проводя проверки, требуя проведения проверок, предоставления информации, сотрудники прокуратуры говорят об обязанности исполнения их требований, ссылаясь на статью 8 Закона о прокуратуре [77].
Данной статьей установлено, что требования прокурора, которые соответствуют действующему законодательству, являются обязательными для всех органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан и выполняются безотлагательно или в предусмотренные законом или определенные прокурором сроки.

Обязательными и подлежащими безотлагательному выполнению являются лишь те требования прокурора, которые соответствуют законодательству. Если вы сомневаетесь в таком соответствии, то рекомендуем на запросы или требования прокурора дать письменный ответ, в котором попросить его подкрепить свои полномочия нормами законодательства

Также этой статьей предусмотрено, что статистическая и другая информация или копии документов содержащих ее, необходимые для осуществления прокурорского надзора или расследования, выдаются по требованию прокурора или следователя бесплатно.

Невыполнение без уважительных причин законных требований прокурора влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Должностные лица и граждане также обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам, которые устанавливаются прокурорской проверкой. В случае укло­нения от прибытия должностное лицо или гражданин по постановлению прокурора могут быть доставлены принудительно органами милиции.

Явка на вызов прокурора обязательна. Здесь никаких вариантов, выходов и альтернатив искать не стоит. Вызов прокурора должен быть в письменной форме. Любые устные запросы и вызовы можете отклонять или требовать их письменного оформления.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК СОТРУДНИКАМИ ПРОКУРАТУРЫ

Основания для проведения прокурорских проверок зависят от вида проверок. Проверки, про­водимые в рамках УПК [12], связаны с поступившими к прокурору заявлениями (сведениями) об осуществлении либо подготовке преступления. Они осуществляются в соответствии со ста­тьей 97 УПК [ 12]. Мы же остановимся на проверках осуществляемых в соответствии с Законом о прокуратуре [77].
В соответствии с указанным Законом, проверки субъектов хозяйствования осуществляются } рамках прокурорского надзора за соблюдением и применением законов (глава 1 Закона о прокуратуре [77]). Предметом данного надзора является:

  1. соответствие актов, которые издаются всеми органами, предприятиями, учреждениями, орга­низациями и должностными лицами, требованиям Конституции [1] и действующим законам;
  2. соблюдение законов о неприкосновенности личности, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, защита их чести и достоинства, если законом не предусмот­ри другой порядок защиты этих прав;
  3. соблюдение законов, которые касаются экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности.

В соответствии со статьей 19 Закона о прокуратуре [77] проверка выполнения законов осуществ­ится по заявлениям и другим уведомлениям о нарушении законности, которые требуют прокурорского реагирования, а при наличии предлогов — также по собственной инициативе прокурора. Инициатива прокурора для проведения проверки может быть обусловлена наличием данных нарушении закона, ими, в частности, могут быть материалы уголовных дел, гражданских хозяйственных дел и т. д. (часть 2 пункта 6 приказа № 3 [173]). К основаниям для проверки часть первая пункта 6 приказа № 3 [173] относит также материалы контролирующих правоохранительных органов, которые содержат данные о наличии признаков преступления. Иными словами, прийти к предпринимателю с проверкой сотрудник прокуратуры может, а основании жалобы, заявления и прочей информации, поступающей в прокуратуру, о якобы совершаемых на предприятии нарушениях законов и правопорядка. На этом же основании лицо может быть вызвано к прокурору либо ему будет направлен письменный запрос.

Основанием для прокурорской проверки зачастую является поступившая в прокуратуру информация в форме заявления, жалобы и пр. Требовать подтверждения права на такую проверку от органов прокуратуры бесперспективно. Логичнее здесь будет выяснить круг вопросов, которые интересуют проверяющих, что, соответственно, очертит и круг интересующих их документов. Ведь жалоба — вещь конкретная, а для опровержения или подтверждения указанных в ней фактов нужны вполне конкретные документы, показания и т. п.

Как видим, основания для проведения проверок еще более обширные, чем права сотрудни­ков прокуратуры. Противостоять этому будет нелегко, но определенные зацепки все же есть. В уже упоминавшейся статье 19 Закона о прокуратуре [77] указано одно важное, и чуть ли не единственное, примечание, которое субъектам хозяйствования следует взять на вооружение: «Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству».

Закон о прокуратуре [77]
<...>
Глава 1. Надзор за соблюдением и применением законов
Статья 19. Предмет надзора за соблюдением и применением законов
<...>
Проверка выполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о на­рушении законности, требующим прокурорского реагирования, а при наличии поводов — также по собственной инициативе прокурора. Прокуратура не подменяет органы ведом­ственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству.
<...>

Иными словами, если прокурор придет на проверку, он не станет опечатывать склад, закрывать магазин, проводить обыск. Его задача выяснить имело ли место нарушение. Для этого он может проводить опрос, собирать письменные заявления, объяснения, вызывать в прокуратуру для дачи объяснений, требовать от руководителей предприятий, учреждений, организаций проведения проверок. И если факт нарушения выявится, то принимать определенные меры, которые также зависят от характера нарушения и осуществляются в соответствии с предоставленными Законом о прокуратуре [77] полномочиями прокуроров.


В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о прокуратуре [77] сотрудники прокуратуры могут письменно требовать предоставления в прокуратуру для проверки документы и материалы, перечисленные в той же статье, выдачи необходимых справок.
Образец требования

Прокуратура України

ПРОКУРАТУРА м.__________________________
____________________ ОБЛАСТІ
адреса__________________________________________________________ телефон/ факс
___________________ №_________________

Директору
ТОВ «_________________________ »

ВИМОГА згідно зі ст. 20 Закону України «Про прокуратуру»

В зв'язку зпроведенням перевірки,  передбаченої п.  7 плану роботи прокуратури м._____________ на 2 півріччя 2007 року, прошу Вас надати до прокуратури м.________________ в строк до 07.09.2007 р., завірені копії таких документів:

1) засновницьких документів;

2) колективного договору;

3) посадових інструкцій, що визначають обов'язки та відповідальність посадових осіб усіх
рівнів з урахуванням вимог охорони праці;

4) списку працівників підприємства;

5) штатного розкладу;

6)  відомості про виплату заробітної плати протягом 2007 року, працівникам ТОВ

7) затверджений перелік робіт з підвищеною небезпекою, які виконуються на цьому підприємстві, а також документи, які підтверджують проходження працівниками цього підприємства щорічного спеціального навчання і перевірки знань працівників з питань охорони праці;

8) дозвіл на виконання робіт з підвищеною небезпекою;

9) документи, які підтверджують проведення експертизи проектної документації на будівництво та реконструкцію виробничих об'єктів на відповідність їх нормативним актам з охорони праці;

10) положення про організацію роботи з охорони праці підприємства;

11) затверджене положення про службу охорони праці підприємства;

12) положення про організацію навчання, інструктаж і перевірку знань працівників з питань охорони праці;

13) наказ по підприємству про затвердження осіб, які повинні проводити навчання та інструктаж працюючих з питань охорони праці, а також постійно діючої комісії для перевірки знань з цих питань;

14) перелік професій і наказ про організацію проведення попереднього (при прийнятті на ро­боту) і періодичних медичних оглядів працівників;

15) затверджений перелік посадових осіб, які повинні проходити навчання і перевірку знань З питань охорони праці;

16)  пронумеровані, прошнуровані і скріплені печаткою журнали: реєстрації вступного інструктажу; реєстрації первинного, повторного, позапланового і цільового інструктажів; реєстрації нещасних випадків і професійних захворювань; обліку ознайомлення посадових осіб і спеціалістів з нормативними актами; наказів, розпоряджень та інших документів з питань охорони праці;

17) щорічні накази по підприємству про призначення осіб, відповідальних за нагляд, технічний стан і безпечну експлуатацію об'єктів підвищеної небезпеки, а також за експлуатацію транспортних засобів, стан пожежної безпеки, нагляд за станом будівель, споруд та ін.;

18) норми і порядок забезпечення працівників спецодягом, спецвзуттям та іншими засоба­ми індивідуального захисту, визначення порядку зберігання, ремонту, прання, хімічного очи­щення, заміни в разі дострокового зносу тощо і призначення посадових осіб, відповідальних за цю роботу;

19) порядок забезпечення працюючих миючими та знешкоджуючими засобами (мило, пасти, кре­ми), молоком, газованою водою і призначення посадових осіб, відповідальних за цю роботу;

20) тематичні плани і програми навчання посадових осіб, спеціалістів і працівників, що зайняті на роботах з підвищеною небезпекою, з питань охорони праці;

21) порядок проведення лабораторних досліджень, паспортизації і атестації робочих місць на їх відповідність діючим нормам і правилам охорони праці;

22) відомостей про виплату заробітної плати в зазначеному періоді;

23) звіт № 1ДФ (податковий розрахунок сум доходу, нарахованого (сплаченого) на користь платників податку і сум утриманого з них податку) за період з фактичного початку робіт на цьому підприємстві по 1 вересня 2007 року;

24) довідки бухгалтерії підприємства, завірені підписом головного бухгалтера, про наявність та розмір заборгованості по заробітній платі, період часу, протягом якого утворилась заборгованість, при її наявності.

Всі документи повинні бути завірені підписом директора і головного бухгалтера.
Крім цього, прошу Вас в цей же строк, також забезпечити явку до прокуратури м. _________________  головного бухгалтера ТОВ «_ » та директора.
Роз'яснюю, що вимоги прокурора, які відповідають чинному законодавству, є обов'язковими для всіх органів, підприємств, установ, організацій, посадових осіб та громадян і виконуються невідкладно або у передбачені законом чи визначені прокурором строки. Невиконання без поваж­них причин законних вимог прокурора тягне за собою передбачену законом відповідальність.

Прокурор м.____________________________________________________ П. І. Б.

Учитывая, что права органов прокуратуры достаточно размыты, нет четкого их регулирования и ограничения, ответить на их запрос нужно. Приведем два варианта содержания ответа.

Образец 1 ответа на запрос

Прокурору м. ___________________
П. I. Б.
ТОВ «_________________________ »
в особі П. I. Б. та посада

Відповідь на запит

Нами була отримана ваша вимога про надання інформації і завірених копій документів. Звертаємо вашу увагу на той факт, що перелік копій документів, які вимагаються, є досить великим, що збирання та виготовлення копій зазначених документів вимагає багато часу та великих матеріальних і трудових затрат. Тому належним чином виконати Вашу вимогу і надати документи у встановлений Вами строк практично неможливо. Більшість документів, які ми встигли підготувати, вже було надано у встановлений строк. При цьому нами не припиняється робота з підготовки інших документів, про які йшла мова у запиті; ці документи будуть надані у найближчий час.
Зі свого боку обіцяємо зробити все можливе для того, щоб надати документи у максимально коротші строки.

Дата                                                                                                                                  Підпис

Образец 2 ответа на запрос

Прокурору м. ___________________
П. I. Б.
ТО В «_________________________ »
в особі П. I. Б. та посада

В ст. 5 Закону України «Про прокуратуру» міститься вичерпний перелік функцій, які покладено на прокуратуру. Функція нагляду розкривається в п. З ст. 20 — «нагляд за додержанням та застосуванням законів органами, які проводять оперативно-розшукову діяльність, дізнання та досудове слідство», та в п. 4 — «нагляд за додержанням законів при виконанні судових рішень у кримінальних справах, а також при застосуванні інших заходів примусового характеру, пов'язаних з обмеженням особистої свободи громадян».
Згідно зі ст. 5 вказаного Закону на прокуратуру не може покладатись виконання інших функцій. Наше підприємство не займається оперативно-розшуковою діяльністю, дізнанням чи досудовим слідством, не виконує судові рішення у кримінальних справах, не застосовує інші заходи приму­сового характеру, тому ми хотіли б зрозуміти в рамках яких функцій витребуються документи.
Крім того, в ч. 1 ст. 19 Закону закріплено, що предметом нагляду за додержанням та застосуванням законів є:

  1. відповідність актів, які видаються всіма органами, підприємствами, установами, організаціями та посадовими особами, вимогам Конституції України та чинним законам;
  2. додержання законів про недоторканність особи, соціально-економічні, політичні, особисті права і свободи громадян, захист їх честі і гідності, якщо законом не передбачений інший по­рядок захисту цих прав;
  3. додержання законів, що стосуються економічних, міжнаціональних відносин, охорони нав­колишнього середовища, митниці та зовнішньоекономічної діяльності.

В ч. 2 ст. 19 Закону зазначено, що «прокуратура не підміняє органи відомчого управління та контролю і не втручається у господарську діяльність, якщо така діяльність не суперечить чинному законодавству».
Також у цій статті закріплено, що «перевірка виконання законів проводиться за заявами та іншими повідомленнями про порушення законності, що вимагають прокурорського реагування, а за наявності приводів — також з власної ініціативи прокурора».
У вимозі про надання документів та інформації, яка надійшла на адресу нашого підприємства, не міститься інформація відносно заяв чи повідомлень, які свідчать про факти порушень вимог за­конодавства, і що стало підставою для проведення перевірки (для витребування документів).
Крім того, згідно зі ст. 19 Конституції України «органи державної влади та органи місцевого самоврядування, їх посадові особи зобов'язані діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та законами України».
А згідно з п. 8 ст. 19 «забороняється вимагати від суб'єктів господарювання надання статистичної інформації та інших даних, не передбачених законом або з порушенням порядку, встановленого законом».
У зв'язку з вищезазначеним та на підставі ст. 6 Закону України «Про прокуратуру» та виходячи зі ст. 9, 10 Закону України «Про інформацію» просимо надати інформацію:

  1. в межах яких функцій зазначених в ст. 5 Закону України «Про прокуратуру», прокуратура має право проводити такі перевірки (витребувати документи);
  2. що є предметом прокурорського нагляду виходячи з вичерпного переліку, зазначеного в ст. 19 вказаного закону;
  3. які приводи та підстави для проведення перевірки законності в діяльності нашого підприємства.

ВАРИАНТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАПРОСОВ В ПРОКУРАТУРУ

В целом, запросы в органы прокуратуры Законом о прокуратуре [77] не урегулирован В нем речь идет о рассмотрении заявлений и жалоб о нарушении прав граждан и юридически лиц, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда. От себя отметим, что обращаться туда по своей инициативе и не в форме жалобы ситуация в принципе абсурдная. Таким запросом вы дадите лишний повод прокурору задуматься над необходимостью выйти к вам на проверку.

Необходимость осуществления запросов в прокуратуру, в основном, возникают при встреч с сотрудниками данного органа на практике, т. е. когда они выходят на проверку или осуществляют сбор информации в ином виде (вызов к прокурору, просьбы предоставить ему какую-информацию или документы). Поэтому зачастую оформить такой запрос можно в виде ответ При этом давать исчерпывающий ответ на запросы прокуратуры сходу не стоит, но сколько в таком случае объяснений от них вы не дождетесь. Образец такого запроса нами приводил в предыдущем подразделе.

В то же время обращение в прокуратуру могут осуществлять граждане и делать это следу в порядке, установленном Законом № 393 [78]. Несмотря на то, что указанный Закон не распространяется на юридических лиц, воспользоваться его нормами все же можно. Например, запрос может составить должностное лицо предприятия от своего имени. Ведь цель запроса разъяснение, предоставление информации.
Цель такого запроса — предоставление информации должностным лицам относительно прав мерности тех или иных действий сотрудников прокуратуры или иных силовых структур. Поможет здесь и упоминавшийся в ответах Закон № 2657 [43]. При этом отметим, что заявление граждан сотрудники прокуратуры могут перенаправлять в те органы, решения, действии или бездействие которых обжалуется. Такая норма содержится в приказе № 9 [174]. На практике эта норма является наиболее используемой в случаях, если план работы органов прокуратуры выполнен.

Не исключается возможность обращения в прокуратуру и приказом № 9 [174]. В частности пунктом 2 указанного приказа предусмотрено рассмотрение в органах прокуратуры заявление предприятий, организаций, учреждения о нарушении законов.

Более детально вопросы обращения граждан в прокуратуру освещены в Инструкции № 9185 В частности в пункте 1.1 Инструкции № 9 [85] указано, что возможность обращения юр. лиц в органы прокуратуры вытекает из статьи 12 Закона о прокуратуре [77]. Не ограничивает возможность обращения в прокуратуру юр лиц и пункт 1.2 Инструкции № 9 [85].

Инструкция № 9 [85]
<...>
1.2. Настоящей Инструкцией устанавливается порядок рассмотрения и решения об ращений граждан, служебных и других лиц, запросов и обращений народных депутатов Украины, депутатов местных советов, а также приема граждан, служебных и других лиц в Генеральной прокуратуре Украины, прокуратурах Автономной Республики Крым, обла­стей, городов Киева и Севастополя, военных прокуратурах регионов и Военно-Морских Си Украины, городских, районных, межрайонных и приравненных к ним прокуратурах.
<...>

Инструкцией № 9 [85] предусмотрено разграничение видов обращений. Под обращение инструкцией понимается изложенное в письменной или устной форме предложение, заявлени (ходатайство), жалоба гражданина, народного депутата Украины, депутата местного совета служебного или другого лица.

Отметим, что перечень видов обращений немного больше перечня, определенного Законом № 393 [78], поэтому перечислим их {пункт 1.4 Инструкции № 9 [85]):

Предложение (замечание) — обращение, направленное на улучшение деятельности органе прокуратуры или других правоохранительных, государственных органов или о содействии реализации прав и интересов лиц.
Заявление — обращение граждан и юридических лиц с просьбой о содействии реализации за­крепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства в деятельности предприятий, учреждений, органи­заций независимо от форм собственности, органов местного самоуправления, служебных лиц.
Ходатайство — письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав или свобод, установленных действующим законодательством.
Жалоба — обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, других лиц, нарушенных действиями (бездействием, решениями государственных ор­ганов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан, служебных лиц.
Коллективное обращение — обращение двух и более лиц, а также обращение, принятое на ми­тинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания.
Дубликат — обращение, являющееся копией предыдущего обращения, или экземпляр обра­щения по тому же вопросу в интересах того же лица.
Повторное обращение — обращение, поступившее от того же лица по тому же вопросу, в котором:

  • обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившее в прокуратуру;
  • сообщается о неполучении ответа, несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если с момента его поступления прошел установленный законодательством срок рассмотрения;
  • указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении и решении предыдущего обращения.

В обращении должна быть указана фамилия, имя, отчество, место проживания гражданина, изложена суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования. Письменное обращение должно быть подписано заявителем (если коллективное - заявителями) с указанием даты (пункт 2.4 Инструкции № 9 [85]).

Обращения, которые не содержат данных о лице (фамилии и его местонахождения, адреса), признаются анонимными и остаются без рассмотрения. При наличии в таких обращениях сообщений о совершенных преступлениях или о таких, которые готовятся, то такие обращения оправляются в правоохранительные органы по принадлежности.

Также о причинах нерассмотрения обращений говорится в пункте 4.12 Инструкции і» 9 [85].

Инструкция № 9 [85]
<...>
4.12. Обращение может быть оставлено без рассмотрения и решения в случае,
если:

  1. оно не содержит данных о фамилии и месте проживания автора или из которого не­возможно установить авторство (анонимное обращение);
  2. в обращении не изложена суть затронутого вопроса или оно не содержит данных, необходимых для принятия обоснованного решения, или его содержание лишено какого-либо логического завершения;
  3. обращение поступило от лица, признанного недееспособным;
  4. оно подано в интересах другого лица без оформленного в установленном законом порядке поручения;
  5. принято решение о прекращении рассмотрения.

Решение об оставлении обращения без рассмотрения принимается начальником структурного подразделения Генеральной прокуратуры Украины, прокурором области или его заместителем, городским, районным, межрайонным и приравненным к ним прокурорам по рапорту исполния.

По каждому обращению в прокуратурах всех уровней может быть выполнено одно из таких действий:

  1. принято к рассмотрению;
  2. передано на решение к подчиненной прокуратуре;
  3. направлено к другому ведомству;
  4. приобщено к жалобе, что раньше поступила, или к материалам уголовного дела.

В случае неправильного определения структурного подразделения, к компетенции которого относится рассмотрение отмеченных в обращении вопросов, оно безотлагательно передаётся подразделению, в чьей компетенции находятся данные вопросы, на основании рапорта руководителя подраздела. Аналогичным образом передается и депутатский документ, но на основании резолюции одного из заместителей Генерального прокурора Украины.

При рассмотрении обращений для проверки указанных в них сведений в обязательном і рядке должны быть рассмотрены необходимые документы, объяснения служебных и других л1 действия которых подлежат обжалованию. По итогам их рассмотрения составляется мотиви] ванная справка, а если в обращениях речь идет о совершении преступления, то принимается решение в соответствии с требованиями криминально-процессуального законодательства (етап 97 УПК [12]).

По итогам решения обращений может быть принято одно из следующих решений (пункт 4.14 к Иструкции № 9 [85]):

Удовлетворено — приняты меры по полному или частичному восстановлению прав и закони интересов заявителя. Не может считаться удовлетворенным обращение, решение по которому принято не по требованиям гражданина, а результатами выявленных недостатков или нарушен закона.
Частично удовлетворенное обращение — обращение, в котором содержится два или бо; требований и по результатам проверки которого не все из них признаны обоснованными.
Повторно удовлетворенное — обращение по обжалованию ответа определенной прокуратур по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. П этом первичное решение отменяется.
Отклонено — требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными.
Разъяснено — по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, предоставлено разъяснение по вопросам правового характера.

По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (с з крытыми производством уголовными делами, материалами об отказе в возбуждении уголовно дела, надзорными производствами по жалобам и т. п.) в той мере, в которой это не противоречит требованиям соблюдения государственной или другой, охраняемой законом тайны, законным  интересам других лиц.

Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами принимают: в Генеральной прокуратуре Генеральный прокурор Украины, его заместители, начальники самостоятельных структурных подразделений, а в прокуратурах областей соответствуют: прокурор, его заместители, руководители структурных подразделений, в городских, районных межрайонных и приравненных к ним прокуратурах — прокурор, его заместители.

Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя с документами, составляет и приобщает к надзорному производству справку о том, с какими материалами, когда он ознакомил заявителя. При отказе в удовлетворении ходатайства об ознакомлении с материалами предоставляет» аргументированное разъяснение.

Обращения граждан, служебных и других лиц решаются в течение 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее 15 дне: если иной срок не установлен законодательством.
Если проверить запрос, обращение в установленный законодательством срок невозможно по мотивированному рапорту срок проверки продлевается, но не более чем до 30 дней (месяца о чем извещается депутат, а о продлении срока проверки запроса — глава соответствующе] совета.

Если при проверке запроса, обращения назначена ревизия или проводятся проверочные мер приятия с привлечением специалистов других ведомств, на время окончания максимального срока проверки депутату предоставляется окончательный ответ с сообщением, что по результатам полученных заключений ревизии, проверки и т. п. прокуратурой будут приняты решения согласі действующему законодательству. После окончания проверки в полном объеме о ее последствии информируются заинтересованные лица.

Срок рассмотрения обращения исчисляется со следующего дня после регистрации обращения в прокуратуре.

Окончанием срока рассмотрения и решения обращений считается дата направления письменного ответа. По удовлетворенным обращениям срок решения заканчивается датой внесения документа прокурорского реагирования и предоставление ответа автору обращения.

Ответы депутату, обратившемуся в пользу гражданина, и заявителю направляются одновре­менно только после доклада, по сути, руководителю, который дал поручение (кроме сообщений о продлении срока проверки).

Направление ответа заявителю раньше, чем подписан ответ депутату, не допускается.

Срок рассмотрения обращений продлевается прокурором или его заместителем с одновремен­ным уведомлением их авторов о причинах задержки

ВИДЫ ПРОВЕРОК

В основном проверки прокуратуры состоят из двух видов: в рамках осуществления прокурорского надзора и так называемые доследственные проверки.

Проверки, проводимые в рамках осуществления прокурорского надзора за соблюдением и применением законов регулируются Законом о прокуратуре [77], в частности главой 1.

Закон о прокуратуре [77]
<...>
Статья 19. Предмет надзора за соблюдением и применением законов
Предметом надзора за соблюдением и применением законов являются:

  1. соответствие актов, издаваемых всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции Украины и действую­щим законам;
  2. соблюдение законов о неприкосновенности личности, социально-экономических, по­литических, личных прав и свобод граждан, защите их чести и достоинства, если законом не предусмотрен иной порядок защиты этих прав;
  3. соблюдение законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности.

Проверка выполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям о на­рушении законности, требующим прокурорского реагирования, а при наличии поводов — также по собственной инициативе прокурора. Прокуратура не подменяет органы ведом­ственного управления и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность, если такая деятельность не противоречит действующему законодательству.

Статья 97. Обязательность принятия заявлений и сообщений о преступлениях и по рядок их рассмотрения
Прокурор, следователь, орган дознания или судья обязаны принимать заявления и со общения о совершенных или готовящихся преступлениях, в том числе и по делам, не под лежащим их ведению.

Когда необходимо проверить заявление или сообщение о преступлении до возбуждение дела, такая проверка осуществляется прокурором, следователем или органом дознание в срок не более десяти дней путем взятия объяснений от отдельных граждан или должностных лиц или истребование необходимых документов

При этом отметим, что прокуратура осуществляет проверки только по подследственным ей делам, перечень которых установлен статьей 112 УПК [12].

ПРОЦЕДУРА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРОК СОТРУДНИКАМИ ПРОКУРАТУРЫ

Учитывая широкий перечень оснований и достаточно обширные права, сотрудники прокуратур могут осуществлять проверки практически чего угодно и где угодно. Необходимо лишь помнит что их действия не должны подменять органы ведомственного контроля, а также не вмешиваться в хозяйственную деятельность.

Для проведения проверок сотрудникам прокуратуры не требуются никакие направления на проверку, специальные удостоверения и т. п. Отметим, что ни Закон № 877 [14] ни нормы Укзаа №817 [20] на осуществление прокурорского надзора не распространяются.

В соответствии со статьей 20 Закона о прокуратуре [77] сотрудники прокуратуры мог проходить в любые помещения, иметь доступ к любым документам, материалам на основании лишь служебного удостоверения. Поэтому отказать по формальным признакам в допуске на проверку у предприятия вряд ли получится, а вот уделить особое внимание следует проверке удостоверений.

Служебное удостоверение сотрудников прокуратуры, несмотря на то что в соответствии с Законом о прокуратуре [77] должно быть утверждено КМУ (статья 55), на сегодняшний день должно соответствовать требованиям Описи удостоверения должностного лица Прокуратуры Украиын и вкладки к нему, утвержденной постановлением Президиума Верховного Совета Украиын от 09.12.91 г. № 1949 X11. Особо обратите внимание на то, что в удостоверении обязательно должна быть фотография, подпись прокурора, скрепленная печатью соответствующей прокуратуры.

Вначале проверки вы можете также переписать реквизиты удостоверения. В качестве основания привести пункт 1 статьи 20 Закона о прокуратуре [77], а также возможную необходимое их при опротестовании решения прокурора.

ВЫЕМКА ДОКУМЕНТОВ

Выемка документов производится только в рамках расследования уголовного дела (до судебного следствия). Осуществлять ее может следователь прокуратуры. Следует отметить, что с выемкой документов могут прийти к субъекту хозяйствования, который никакого отношен к совершенному правонарушению не имеет. Например, возможна ситуация, когда уголовное дело возбуждено в отношении вашего контрагента, а изымают документы по взаимоотношения с указанным контрагентом у вас. Ничего удивительного в этом нет. Все это законно и происходит такое действие в рамках досудебного следствия по вашему контрагенту.

Основным документом, регламентирующим порядок проведения выемки, является УПК [12 В частности, процедуре выемки и обыска посвящена глава 16 УПК [12]. Перед выемкой документов следователь прокуратуры должен предъявить мотивированное постановление о проведении выемки (в оригинале). Если же изымаются документы составляющих государственную и/или банковскую тайну, то выемка осуществляется на основании соответствующего решения суда. В постановлении о проведении выемки должно быть указано:

  1. место и время его составления;
  2. должность и фамилия лица, выносящего постановление;
  3. номер уголовного дела, по которому производится выемка;
  4. обоснование принятого решения о проведении выемки и ссылка на статью УПК [12].

УПК [12]
<...>
Статья 130. Постановление следователя и прокурора
О решениях, принятых следователем или прокурором при проведении досудебного следствия в случаях, указанных в настоящем Кодексе, а также в случаях, когда это сочтет необходимым следователь или прокурор, составляется мотивированное постановление.
В постановлении указываются место и время его составления, должность лица, выно­сящего постановление, его фамилия, дело, по которому производится следствие, и обо­снование принятого решения, а также статья настоящего Кодекса, на основании которой принято решение.

По поручению следователя выемка может проводиться органами дознания, определенными в статье 101 УПК [12] (милицией, налоговой милицией, органами безопасности по делам, от­несенным законом к их ведению и т. п.). В этом случае, в постановлении о проведении выемки должны быть указаны фамилии и должности таких лиц.
Если постановление оформлено с нарушением указанных выше требований, то у предприятия есть все основания отказать правоохранительным органам в выемке документов. Отказ лучше всего оформить в письменном виде на имя следователя, который подписал постановление (его фамилия указана в постановлении о проведении выемки). Если в постановлении все указано правильно, то в нем необходимо расписаться (роспись означает, что с текстом постановления вы ознакомлены). После этого начинается выемка.
Во время проведения выемки:

  1. следователь может запретить лицам, находящимся в помещении выходить из помещения и общаться друг с другом;
  2. должны присутствовать не менее двух понятых и представитель предприятия;
  3. все документы и предметы, подлежащие изъятию, следователь должен предъявить понятым и другим присутствующим лицам и перечислить их в протоколе выемки или в прилагаемой к нему описи.

При выемке могут быть изъяты только те предметы и документы, которые имеют непосред­ственное отношение к расследуемому уголовному делу (статьи 178 и 186 УПК [ 12]).

Статья 186. Изъятие предметов и документов
При обыске или выемке могут быть изъяты только предметы и документы, имеющие значение для дела, а также ценности и имущество обвиняемого или подозреваемого с це­лью обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества. Предметы и документы, изъятые законом из обращения, подлежат изъятию независимо от их от­ношения к делу.
Все документы и предметы, подлежащие изъятию, следователь должен предъявить понятым и другим присутствующим лицам и перечислить в протоколе обыска или вы­емки или в приложенной к нему описи с указанием их названия, количества, меры, веса, материала, из которого они изготовлены, и индивидуальных признаков. В необходимых случаях изъятые предметы и документы должны быть на месте обыска или выемки упакованы и опечатаны.

Результат выемки — протокол выемки. Он составляется следователем в двух экземплярах с соблюдением правил статьи 85 УПК [12] (статьи 188 УПК [12]). В протоколе указываются:

  1. основания для выемки;
  2. помещение или другое место, в котором была проведена выемка;
  3. лицо, у которого проведена выемка;
  4. действия следователя и результаты выемки.

Также в протоколе или в прилагаемой к нему описи должны быть перечислены все изъятые документы с указанием их наименования, количества и индивидуальных признаков. Да и документы, которые признаны вещественным доказательством, должны быть изъяты надлежащим образом, в противном случае они не являются доказательством.

В протокол выемки заносятся все заявления и замечания, присутствующих во время вы­емки лиц, сделанные по поводу тех или иных действий следователя.

При наличии в протоколе замечаний на неправильные действия, допущенные во время выемки, следователь обязан не позднее двух дней доложить об этом прокурору, осуществляющему надзор за следствием.

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

Если в результате проведения проверки нарушений обнаружено не будет, то сотрудни­ком прокуратуры составляется справка соответствующего содержания. Если же нарушения будут выявлены, то прокурор имеет право:

  • возбуждать в установленном порядке уголовное дело, дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении, передавать материалы на рассмотрение общественных организаций (статья 24 Закона о прокуратуре [77]);
    давать предписания об устранении нарушений (статья 22 Закона о прокуратуре [77]);
  • вносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений и закона и условий, которые им способствовали (статья 23 Закона о прокуратуре [77]);
  • обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов граждан, государства, предприятий и других юридических лиц.

Общие условия к документам прокурорского реагирования установлены статьей 25 Закона о прокуратуре [77]. В частности в протесте, предоставлении, предписании или постановлении прокурора обязательно указывается, кем и какое положение закона было нарушено, в чем состоит нарушение и что, в какой срок должностное лицо или орган должны сделать для его устранения.
Теперь рассмотрим указанные документы в отдельности.

Предписание. Письменное предписание об устранении нарушений закона вносится про­курором, его заместителем органу или должностному лицу, которые допустили нарушение или вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, которые правомочные устранить нарушение.
Письменное предписание вносится в случаях, когда нарушение закона имеет очевидный характер и может нанести существенный вред интересам государства, предприятия, учреждения, организации, а также гражданам, если не будет немедленно устранено. Предписание подлежит немедленному выполнению, о чем сообщается прокурору.

Орган или должностное лицо могут обжаловать предписание вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу на протяжении десяти дней, или в суде.

Представление. Представления с требованиями устранения нарушений закона, причин этих нарушений и условий, что им способствуют, вносится прокурором, его заместителем в государственный орган, общественную организацию или должностному лицу, которые наделены полномочием устранить нарушение закона, и подлежит безотлагательному рас­смотрению. Не более чем в месячный срок должны быть приняты соответствующие меры по устранению нарушений закона, причин и условий, что им способствуют, и о последствиях поставлено в известность прокурора.

В случае нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор, его заместитель, в зависимости от характера нарушения закона, выносит мотивированное постановление о дисциплинарном производстве, осуществлении об административном правонарушении или о возбуждении уголовного дела относительно этих лиц.

Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или осуществления об ад­министративном правонарушении подлежит рассмотрению полномочным должностным лицом или соответствующим органом в десятидневный срок после ее поступления, если другое не установлено законом.

 ШТРАФОВАНИЕ

Непосредственно сотрудники прокуратуры не осуществляют штрафование. В тоже вре­мя они вправе составлять протоколы об административном нарушении. В соответствии со статьей 250 КоАП [2] прокурор и его заместитель имеют право в порядке осуществления им надзора за соблюдением законов в административном производстве возбуждать произ­водство по делам об административном правонарушении. Основаниями для составления протоколов могут быть часть 4 статьи 184, статья 1854, часть 2 статьи 1856, ста­тьи 1858 185", 2123 КоАП [2].

ВЫВОДЫ

  1. На самом деле вызов к прокурору или визит прокурора на предприятие не всегда имеет серьезные последствия для предприятия. Конечно, мы не говорим о нарушителях действующего законодательства и о тех ситуациях, когда предприятие «заказали». Помните, прокуратура не может подменять органы ведомственного управления и контроля. А значит, если надо провести на предприятии проверку и найти нарушения, то опасаться как раз стоит контролирующих органов, в компетенцию которых входит та или иная проверка.
    Действия же прокурора зачастую направлены на выявление обстоятельств, фактов, ко­торые подтверждают или опровергают наличие нарушения действующего законодательства, указанного в поступившей жалобе, заявлении.
  2. Формулировки полномочий сотрудников прокуратуры достаточно размыты и широки, поэтому основное свое внимание следует сосредоточить на вопросах, которые интересуют проверяющих.
  3. Обязательными и подлежащими безотлагательному выполнению являются лишь те тре­бования прокурора, которые соответствуют законодательству. При этом все они должны быть оформлены в письменной форме.
  4. Оформлять запросы в прокуратуру о правомерности тех или иных действий ее сотрудников и т. п. следует в форме ответов на полученные письменные запросы от них. Без наличия «контактов» с сотрудниками прокуратуры направлять им запросы, за исключением жалоб и заявлений, о соответствии законодательству тех или иных действий не рекомендуем. К тому же, если из таких запросов сложно извлечь основания для проверки, то, скорее всего, они либо будут перенаправлены другим органам, либо не будут рассмотрены, либо ответ будет достаточно формальным.
  5. Непосредственно сотрудники прокуратуры штрафовать не могут, они лишь могут ставить протокол (штраф будет наложен в судебном порядке), либо «доложить» органу который сможет оштрафовать, о нарушении.
Переглядів: 23902 | Додав: ondifua | Рейтинг: 4.0/2