17:18 ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК ОРГАНАМИ ГСБЭП, УБОП и ОБНОН ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ | |
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК ОРГАНАМИ ГСБЭП, УБОП и ОБНОН ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОВЕРКИ ПРЕДПРИЯТИЙ СОТРУДНИКАМИ УБОП Прежде всего, следует отметить, что проверки предприятий, проводимые сотрудниками УБОП, имеют много общего с проверками ГСБЭП, поскольку и те, и другие руководствуются в своей деятельности Законами о милиции и об ОРД. Потому УБОП может приходить на проверку, используя те же поводы, что и ГСБЭП, за исключением проверок "лицензионности" программного обеспечения компьютеров. Но, кроме того, деятельность УБОП регулируется Законом Украины "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью" от 30.06.93 г. N 3341-XII, предоставляющим ему дополнительные права и полномочия. Мы остановимся на характерных для УБОП особенностях поводов для проверки. Письменный запрос УБОП как повод для проверки На практике сотрудники УБОП направляют предприятиям примерно такие же письменные запросы со ссылками на Законы о милиции и об ОРД, как ГСБЭП, и с ними прибывают на предприятия. Закон о борьбе с оргпреступностью дает УБОП и дополнительные полномочия. Статья 12 этого Закона предоставляет УБОП, в частности, следующие права: - по письменному требованию руководителей соответствующих подразделений получать от предприятий информацию и документы об операциях, счетах, вкладах, внутренних и внешнеэкономических сделках; документы и информация должны предоставляться немедленно, а если это невозможно - в течение десяти суток (п. "б" ч. 2 ст. 12 Закона); - в случае получения фактических данных об организованной преступной деятельности для их проверки истребовать и получать от предприятий информацию и документы, которые должны быть предоставлены немедленно или в течение десяти суток (п. "д" ч. 2 ст. 12 Закона). На практике в подобных письменных запросах УБОП требует довольно большой объем документов - "документы финансово-хозяйственной деятельности за последние 3 года". Однако предприятия имеют право отказывать в предоставлении таких документов, поскольку основаниями для их получения согласно ст. 12 Закона о борьбе с оргпреступностью являются: - в первом случае - "осуществление мер по борьбе с организованной преступностью"; - во втором - "получение фактических данных об организованной преступной деятельности". Исходя из проведенного анализа, на поступивший запрос предприятие в качестве примера может использовать следующий вариант ответа: Начальникові ______ УБОЗ __________ Копія: прокурору Копія: МВС ____________ (назва підприємства) на Ваш запит N ___ від ____________ щодо надання нашим підприємством документів про фінансово-господарську діяльність за рік роботи повідомляє таке. Спеціальні підрозділи боротьби з організованою злочинністю здійснюють свої повноваження в межах компетенції, визначених Законом України "Про організаційно-правові основи боротьби з організованою злочинністю" від 30.06.93 р. N 3341-XII (далі - Закон). Відповідно до пп. "б" п. 2 ст. 12 Закону спеціальні підрозділи боротьби з організованою злочинністю наділені повноваженнями: отримувати "на письмову вимогу керівників ... інформацію і документи про операції, рахунки, вклади, внутрішні та зовнішні економічні договори фізичних і юридичних осіб". Але відповідно до п. 2 ст. 12 Закону ці повноваження реалізуються лише "під час здійснення заходів боротьби з організованою злочинністю". Відповідно до п. 1 ст. 1 Закону "Під організованою злочинністю в цьому Законі розуміється сукупність злочинів, що вчиняються у зв'язку з утворенням та діяльністю організованих злочинних груп". З огляду на викладене, прошу пояснити, у зв'язку з утворенням і діяльністю якої злочинної групи на нашому підприємстві, а також у зв'язку з якою сукупністю злочинів, вчинених працівниками нашого підприємства, виникла вимога надання копій документів про фінансово-господарську діяльність нашого підприємства за рік роботи. З повагою, Директор _______________ В большинстве случаев после такого ответа УБОП конкретизирует интересующую его информацию и сужает перечень необходимых документов. Это позволяет предприятиям не выдать УБОП "лишнюю" информацию. Арест (опечатывание) имущества и документов Согласно пп. "б" п. 4 ст. 12 Закона о борьбе с оргпреступностью УБОП имеет право по постановлению и с санкции соответствующего прокурора (в неотложных случаях - с последующим уведомлением прокурора в течение суток) при угрозе уничтожения, сокрытия либо утраты предметов или документов, которые могут быть использованы в раскрытии и расследовании преступной деятельности, на срок до десяти суток опечатывать архивы, кассы, помещения (за исключением жилых) или иные хранилища, брать их под охрану, налагать арест на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, изымать предметы и документы с составлением соответствующего акта. Его копия вручается гражданину или представителю юридического лица. Это наиболее неприятная мера воздействия. На практике к добросовестным предприятиям УБОП ее почти никогда не применяет. В течение десяти суток, пока длится арест имущества и документов, необходимо обжаловать действия сотрудников УБОП у прокурора, осуществляющего надзор. В течение этих же десяти суток выяснить у сотрудников УБОП, какое отношение имеет предприятие к организованной преступной деятельности. Для этого необходимо, прежде всего, созвониться и добиться личного приема у начальника отдела по надзору за спецподразделениями по борьбе с организованной преступностью прокуратуры области. На приеме изложить обстоятельства происшедшего, свои претензии к сотрудникам УБОП и пожелания относительно снятия ареста с имущества и документов. Не исключено, что уже в ходе личной встречи с указанным должностным лицом прокуратуры вопрос может быть решен положительно. Хотя не исключен и противоположный вариант - он поддержит действия УБОП. Сопротивляться аресту имущества и денежных средств в данном случае бессмысленно. Сотрудники УБОП могут отказаться ждать приезда адвоката и провести свои мероприятия немедленно. В этом случае у директора задача одна - зафиксировать в ходе ареста как можно больше информации о сотрудниках (Ф. И. О., звания, должности, данные о руководителе их отдела и т. п.), чтобы адвокат не терял на это время, а сконцентрировался на решении проблем своих клиентов. | |
|