17:28 ПРОВЕРКИ ОРГАНАМИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ | |
ПРОВЕРКИ ОРГАНАМИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ? Должностные лица ПФУ наделены достаточными полномочиями для того, чтобы отреагировать на выявленные нарушения правильности уплаты страховых взносов и пенсионного сбора во время проведения соответствующей проверки страхователей и плательщиков пенсионного сбора. В случае обнаружения нарушений правильности уплаты страховых взносов должностные лица ПФУ вправе: - взыскать неуплаченные суммы страховых взносов со страхователей (п. 7 ч. 1 ст. 64 базового закона); - направить в адрес нарушителя порядка уплаты пенсионного сбора уведомление о необходимости погашения обязательства по уплате пенсионного сбора перед ПФУ (п. 6.1 Закона N 2181-III); - направить органу Государственной налоговой службы Украины представление о применении мер по погашению налогового долга нарушителя порядка уплаты пенсионного сбора, а также расчет его размера, на основании которого орган ГНС посылает в адрес такого нарушителя налоговые требования (п. 6.2.1 Закона N 2181-III). Самостоятельно территориальные органы ПФУ в адрес нарушителя порядка уплаты пенсионного сбора могут направить только налоговое уведомление о необходимости погашения обязательства перед ПФУ, однако, ПФУ, согласно Закону N 2181-III, не является органом взыскания по требованиям об уплате недоимки по пенсионному сбору. Потому недоимку по такому платежу взыскивает орган ГНС по представлению ПФУ - применить финансовые санкции, предусмотренные базовым законом и насчитать пеню на сумму недоимки и наложенных финансовых санкций (п. 6 ч. 1 ст. 64 базового закона); - наложить штрафные санкции за нарушение порядка уплаты пенсионного сбора и насчитать пеню на сумму недоимки и штрафных санкций (ст. ст. 16, 17 Закона N 2181-III); - возбудить в установленном законодательством порядке дело о банкротстве предприятия или внести предложение об отмене государственной регистрации предприятия в случае систематической неуплаты страховых взносов (п. 5 ч. 1 ст. 64 базового закона); - требовать устранения обнаруженного нарушения правильности уплаты страховых взносов (п. 3 ч. 1 ст. 64 базового закона); - инициировать в установленном законом порядке привлечение к юридической ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об общеобязательном государственном пенсионном страховании (п. 9 ч. 1 ст. 64 базового закона); - обратиться в установленном законом порядке в органы прокуратуры, внутренних дел, СБУ и налоговой милиции в случае выявления нарушений порядка начисления, исчисления и уплаты страховых взносов, использования средств Пенсионного фонда (п. 10 ч. 1 ст. 64 базового закона); - наложить на должностных лиц страхователя административный штраф в размере от 8 до 15 н. м. д. г. за правонарушения, перечень которых приведен в ч. 16 ст. 106 базового закона (административная ответственность за проступки, указанные в ч. 16 ст. 106 базового закона, продублированы в ст. ст. 1651, 18823 Кодекса Украины об административных правонарушениях); Помимо того, в Уголовном кодексе Украины за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей (ст. 212), а также за уклонение от уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование (ст. 2121)* предусмотрена ответственность в размере штрафа от трехсот до пятисот н. м. д. г. или в форме лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет. ____________ * субъектами этих преступлений являются все лица, указанные в ст. ст. 212, 2121* УК Украины и которые обязаны платить налоги и иные общеобязательные платежи. Если те же действия совершены по предварительному сговору группой лиц или привели к фактическому не поступлению денежных средств на сумму в три или того более тысячи раз превышающую н. м. д. г. в бюджеты или государственные целевые фонды (ст. 212 УК Украины) или же в ПФУ (ст. 2121), то виновные в их совершении лица караются штрафом от 500 до 2000 н. м. д. г. либо исправительными работами сроком до двух лет, либо ограничением свободы сроком до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет. Если любое уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 212 либо ст. 2121 УК Украины, было совершено лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей по ст. 212 УК Украины или за уклонение от уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование по ст. ст. 2121 УК Украины, или же такое деяние привело к фактическому непоступлению денежных средств на сумму в пять или того более тысяч раз превышающую н. м. д. г. в бюджеты или государственные целевые фонды (ст. 212 УК Украины) или же в ПФУ (ст. 2121), то виновные в их совершении лица караются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет с конфискацией имущества. Уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей либо уклонение от уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, даже если эти действия совершены по предварительному сговору группой лиц или привели к фактическому не поступлению денежных средств на сумму в три или того более тысячи раз превышающую н. м. д. г. в бюджеты или государственные целевые фонды (ст. 212 УК Украины) или же в ПФУ (ст. 2121), не влекут применение к виновным в совершении этих преступлений лицам предусмотренных УК Украины санкций, если они (действия) совершены впервые и виновное лицо уплатило суммы всех налогов, сборов, иных обязательных платежей или/и страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, всех финансовых санкций и пени в счет соответствующего бюджета или ПФУ до привлечения лица к уголовной ответственности, согласно ст. ст. 212, 2121 УК Украины. Особого внимания заслуживают меры взыскания недоимки по страховым взносам, все финансовые санкции, которые применяются к нарушителям порядка уплаты страховых взносов и пенсионного сбора, а также административные штрафы, применяемые к их должностным лицам за предусмотренные базовым законом проступки. Рассмотрению оснований, порядка и условий применения этих мер воздействия посвящены следующие специальные разделы "Взыскание неуплаченных сумм страховых взносов", "Применение финансовых санкций", "Наложение административных штрафов". ПРОВЕРКИ ОРГАНАМИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА УКРАИНЫ Общий алгоритм действий сотрудников предприятия при "встрече" работников ПФУ Общий принцип - брать инициативу в свои руки и быть "ведущим" в ситуации, а не "ведомым". Потребовать у пришедшего должностного лица из ПФУ служебное удостоверение и переписать его данные. При отказе - вызвать милицию по телефону 02. Вы не можете быть уверены в том, что пришедшие являются теми, за кого себя выдают. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 09.07.2003 г. N 1058-IV (далее - базовый закон) проверяющие из ПФУ вправе проводить проверки правильности уплаты взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование (далее - страховые взносы), а согласно Закону Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21 декабря 2000 года N 2181-III (далее - Закон N 2181-III) - проверки правильности уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование (далее - пенсионный сбор). При этом согласно п. 3 ч. 2 ст. 17 базового закона, проверяемые обязаны допускать должностных лиц территориальных органов ПФУ к проведению проверок правильности уплаты страховых взносов, Закон N 2181-III на этот счет относительно проверок правильности уплаты пенсионного сбора ничего не говорит. Таким образом, законодательно не определен перечень должностных лиц ПФУ, которые вправе проводить проверку непосредственно. Однако ясно, что проверяющие в любом случае должны иметь статус должностного лица территориального органа ПФУ, потому, считаем, что для проведения проверки проверяющие обязаны предоставить свое служебное удостоверение, тем самым подтвердить свой статус и право на проведение проверки. Также возможны ситуации, при которых Ваше предприятие может стать жертвой мошенников, использующих поддельные удостоверения должностных лиц территориальных органов ПФУ. При проведении проверки попросить предъявить удостоверения проверяющих на проверку. Любая плановая выездная проверка органами ПФУ осуществляется на основании решения начальника территориального органа ПФУ. Требование предоставить это решение скорее всего останется без ответа, однако даст понять проверяющим, что они имеют дело с проинформированными проверяемыми, что, возможно, умерит их пыл. Право требования предъявить для ознакомления удостоверение на проведение проверки законодательно не регламентировано, однако позволяет избежать злоупотреблений со стороны проверяющих. В случае отказа предоставить для ознакомления удостоверения на проведение проверки следует напомнить проверяющим, что по ее окончанию им придется составить акт документальной проверки, где в обязательном порядке указываются дата и номера удостоверений на документальную проверку, к тому же соблюдение формы акта - обязанность проверяющих, в случае нарушения которой начальник территориального органа ПФУ, с подачи которого проводится проверка, обязан принять меры по устранению несоответствий акта установленной форме или назначить повторную проверку, согласно п. 3.5 Порядка оформления результатов документальных проверок по соблюдению действующего законодательства плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, утвержденного постановлением правления ПФУ от 21 марта 2003 года N 6-5 (далее - Порядок N 6-5), потому усилия проверяющих могут оказаться тщетными - об этом проинформировать их стоит сразу при отказе от предоставления упомянутых удостоверений. Если же в экземпляре акта, который возвращается в территориальный орган ПФУ, будут указаны дата и номера удостоверений на документальную проверку, а в экземпляре проверяемого - нет, то это обстоятельство будет только на руку последнему в случае обжалования актов, вынесенных по результатам проверки, в суде, поскольку станет прямым свидетельством нарушения со стороны проверяющих положений Порядка 6-5. Если после такой лекции проверяющие все же отказываются удостоверения предоставить, их следует попросить расписаться в Журнале посещений (регистрации проверок), ведение которого предусмотрено ст. 7 Указа Президента Украины "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" от 23 июля 1998 года N 817/98. Дело в том, что согласно утвержденной приказом Государственного комитета по вопросам развития предпринимательства от 10 августа 1998 года N 18 (далее - приказ N 18) форме Журнала регистрации проверок, в нем предусмотрена графа о дате выдачи и номере документа, что удостоверяет право проверяющих проверку проводить. Согласно п. 8 приказа N 18, субъект предпринимательства вправе проверить полномочия проверяющего до начала проверки, в том числе позвонить в территориальный орган ПФУ. Проверяющий, в свою очередь, перед началом проверки обязан сделать запись в журнале, заполнив все предусмотренные графы, и поставить подпись, согласно п. 7 приказа N 18. Если вышеуказанных требований проверяющий не выполнит, проверяемый вправе сделать об этом запись в графе "замечания" Журнала регистрации проверок. Наконец, в случае отказа проверяющего от выполнения всех вышеизложенных требований, проверяемый может сделать об этом запись в самом акте проверки, т. к. запись проверяемым своих замечаний к проведенной проверке - законное право проверяемого, предусмотренное, в частности, п. 3.1 Порядка N 6-5. Думается, что по выполнении проверяемым всех изложенных выше указаний, проверяющие все же предоставят ему свои удостоверения на проведение проверки. Предложить пришедшим расписаться в Журнале регистрации проверок. Такая обязанность у должностных лиц территориального органа ПФУ есть. Ведение Журнала посещений (регистрации проверок) предусмотрено ст. 7 Указа Президента Украины от 23.07.98 г. N 817/98 "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности". Форма Журнала регистрации проверок утверждена приказом Государственного комитета по вопросам развития предпринимательства от 10.08.98 г. N 18 "Об утверждении формы и Порядка ведения Журнала посещений субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами (Журнал регистрации проверок)". Внимание! Отказ должностного лица территориального органа ПФУ от подписи в Журнале является основанием для недопуска его к проведению проверки. Принять решение о допуске либо недопуске должностных лиц территориального органа ПФУ к проведению проверки. Допустить должностных лиц территориального органа ПФУ можно только в том случае, если все вышеописанные требования будут удовлетворены, с учетом всех представленных в настоящем повествовании оговорок. Данное решение зависит от ряда субъективных и объективных обстоятельств и принимается руководителем предприятия самостоятельно. | |
|